суббота, 30 апреля 2011 г.

Феодосийский десант: как было

четверг, 21 апреля 2011 г.

Гибель Жан Жореса

транспорт «Жан Жорес»
4 января 1942 года транспорт «Жан Жорес» (капитан Г. Н. Лебедев), осуществлявший воинские перевозки в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции, подвергся атакам авиации противника и получил большие повреждения. Судно наскоро отремонтировали, не было восстановлено лишь рулевое управление. 14 января «Жан Жорес» вышел из Новороссийска в Феодосию. По приходе в Феодосию около 20 часов 15 января началась разгрузка, которая продолжалась в течение темного времени суток. Выгрузить успели лишь людей и часть техники и вооружения. Одновременно велась погрузка на борт раненых. Присутствие транспорта в порту противником обнаружено не было. С рассветом, около 5 часов 16 января, теплоход по приказу старшего морского начальника вышел далеко в море, чтобы отстояться до наступления сумерек. После полудня транспорт повернул обратно в расчете подойти к Феодосии в 21 час. Капитан Лебедев, учитывая большое количество мин, заставлявшее входить в порт узким протраленным фарватером, и плохую управляемость судна, уходя накануне, просил командование выслать навстречу ему буксир. Но при подходе к порту к транспорту подошел мотобот и с него передали, что буксира не будет, и следовать в порт предстоит самостоятельно, в кильватер мотоботу. Портовый маяк не горел. В 21 ч. 45 м. при входе в Феодосийский порт в районе мыса Ильи, несмотря на то, что на борту уже находился военный лоцман, «Жан Жорес» уклонился от курса, зашел в район, обозначенный на карте как запретный для плавания, и подорвался на магнитной мине. Взрыв произошел с правого борта в районе пятого трюма. Образовалась большая пробоина, через которую началось быстрое поступление воды. Главная машина вышла из строя. Были затоплены помещения от машинной переборки до кормы. Судно погружалось с креном на правый борт и дифферентом на корму. Велись работы по заделке пробоин и откачке воды. После двух часов борьбы за живучесть уровень воды начал понижаться. В это время капитан был вызван на подошедший миноносец и там ознакомлен с приказом командования затопить теплоход, если он не сможет самостоятельно уйти из Феодосии (противник в это время уже ворвался в городскую черту). Так как на восстановление плавучести было необходимо 5-6 часов, а судно уже начали освещать с берега прожекторами и обстреливать, было принято решение произвести затопление. С транспорта было спешно демонтировано радиооборудование и сняты судовые документы. Так как шлюпки были разрушены, раненых и часть команды снял подошедший катер «Кабардинец». Остальную часть команды и демонтированные приборы снял тральщик «Геленджик». После этого были открыты кингстоны, и «Жан Жорес» затонул в точке 45°02'N 35°23'E (точнее — 45°02.121'N 35°23.611'E). Глубина 15 метров. Возвышение над грунтом 8 метров. Погибло около 40 человек. Вместе с судном затонули 40 автомашин, 6 артиллерийских орудий и боезапас. В послевоенное время судно неоднократно обследовалось как профессионалами, так и аквалангистами-любителями. Согласно описанию одного из крымских дайв-центров, судно хорошо сохранилось. Рядом с транспортом лежит перевернутая зенитка, радиаторы от машин и много всего, что отбросило взрывом с палубы в тот злополучный день.В мае 2005 года на Черном море, от Новороссийска до Севастополя, проводилась подводная экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы". Во время её проведения на носу корабля «Жан Жорес» был установлен православный крест как дань чести и памяти.






Буй, обозначающий лежащее на дне судно
На борту судна были боеприпасы, оружие и военная техника

воскресенье, 17 апреля 2011 г.

командование крейсеров Красного Крыма и Красного Кавказа

  
                      В.И.Зубков, командовавший крейсером «Красный Крым» во время Великой Отечественной      войны.

2830 декабря «Красный Крым» принимал активное участие в Феодосийской десантной операции. Высадив при помощи баркасов погруженный на него отряд десантников, корабль осуществлял огневую поддержку высаживаемых войск. Всего за время проведения десантной операции крейсер «Красный Крым» подвергся одиннадцати атакам с воздуха[, в результате артиллерийских обстрелов в корабль попало одиннадцать снарядов и мин
15-25 января 1942 года в составе отряда кораблей десанта крейсер «Красный Крым» производил перевозку и высадку войск, входивших в состав второго и третьего десантов в районе Судака




 Красный Кавказ
 Командир крейсера "Красный Кавказ" капитан II ранга Алексей Матвеевич Гущин.
Под его командованием корабль защищал Одессу, ходил в осажденный Севастополь
и врывался с десантом в Феодосийский порт


Высадка Феодосийского десанта

29 декабря 1941, принимая участие в высадке Феодосийского десанта, в 3 часа 48 минут открыл огонь по городу и порту Феодосия. Артиллерийский налет продолжался 13 минут, за которые «Красный Кавказ» успел выпустить 26 снарядов ГК. В 5 часов начинает маневрировать для отшвартовки к причалу № 3 Широкого мола (для высадки десанта), манёвр удался только с 3-й попытки в 7 часов 15 минут. В течение этих 2 часов корабль находился в гавани под обстрелом немецкой полевой артиллерии:
  • 5.08 в крейсер попало две минометных мины.
  • 5.15 первый снаряд.
  • 5.21 — 150 мм снаряд пробивает лобовую броню 2-й башни КГ и взрывается внутри. Несмотря на гибель расчёта и пожар через 1,5 часа башня снова находится в строю.
  • 5.35 Почти одновременно на мостике разорвались две мины и снаряд. Большая часть людей находившихся там погибла, многие получили ранения.
  • 5.45 снаряд разорвался в корпусе п/б в районе 83 шпангоута.
  • 7.07 — л/б 50 шп.
  • 7.17 — сняряд попадает рядом, но не пробивает брони.
  • 7.30 — 60 шп.
  • 7.31 в рубку, брони не пробил.
  • 7.35 — 42 шп.
  • 7.39 в течение одной минуты в баковую надстройку в районе 43 −46 шп. попадут три снаряда подряд. Погибнет 27 человек и 66 получат ранения.
  • 8.08 закончив высадку десанта — 1 586 человек (техника выгружена не была), обрубив швартовы начал манёвр по выходу на рейд, затратив для этого 7 минут. В 9.25 подвергся налету немецкой авиации, которая продолжалась с перерывами до 18 часов. При этом на крейсер было проведено 14 атак.
  • 1.30 1 января 1942 ложится курсом на Новороссийск. За время высадки и поддержки десантников, крейсер израсходовал 70 снарядов ГК и 429 100-мм.


Второй поход в Феодосию

4 января года крейсер доставил в Феодосию бригаду ПВО. Во время разгрузки подвергся атаке пикирующих бомбардировщиков Ju-87, несших 500 кг бомбы (из состава StG77). В результате атаки крейсер получил тяжелые повреждения[2]:
Несмотря на интенсивный зенитный огонь, 4 бомбы врага взорвались у борта крейсера. В кормовой части корабля образовались 3 громадные пробоины. Не успел крейсер выйти на рейд, как снова был атакован большой группой «юнкерсов» и вновь вступил в неравную схватку с врагом. На этот раз бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на 5 метров, и палуба до четвертой башни скрылась в волнах.
При попытке дать полный ход было обнаружено, что один вал вращается с недопустимым биением а другой пошёл вразнос. В результате атаки крейсер получив 3 пробоины ниже ватерлинии и 26 марта встал на капитальный ремонт в Поти (до 17 августа 1942)..

командование крейсера Красного Крыма


суббота, 16 апреля 2011 г.

корабли принимавшие участие в высадке десанта в Феодосии

Теплоход "Чатырдаг", фото с сайта

Железняков

Участвовал в Керченско-Фиодосийской десантной операции как корабль поддержки десанта. 29 декабря 1941 года при подходе к порту открыл огонь осветительными снарядами для освещения порта. В 5 часов утра приступил к высадке войск (всего высадил 287 человек десанта). При отходе от места высадки в кают-компанию эсминца залетела минометная мина, в результате погибли 7 человек корректировочного поста. Продолжал обстреливать огневые точки противника. Всего израсходовал 151 снаряд. 30 декабря не дождавшись транспортов, которые должен был конвоировать, самостоятельно ушёл в Новороссийск.
ЭМ "Шаумян". 
ЭМ "Незаможник" 
тральщик Шит
В конце декабря 1941 г. - начале января 1942 г. корабль принял участие в десантной операции в Феодосию.
Ледокол "Торос" 
Теплоход "Курск"
Теплоход "Кубань"

Теплоход Жан Жорес
Теплоход А Серов
Теплоход Ташкент
транспорт Спортаковец
крейсер Красный Крым
крейсер Красный Кавказ
                                     Список погибших при высадке десанта кораблей в Феодосии.

1. Сторожевой катер №034-28.12.41 года во время высадки десанта в порту в результате попадания артснарядов и мин затонул.
2. Сторожевой катер №056 – 29.12.41 года при высадке десанта был потоплен огнем противника.
3. Сторожевой катер №068-29.12.41 года при высадке десанта получил сильные повреждения и волной был выброшен на берег, где был уничтожен огнем противника.
4. Сторожевой катер №0131 – 29.12.41 года погиб при высадке десанта.
5. Транспорт “Ташкент” –5552 брт. –30.12.41 года в 13 час.30 мин., в момент отхода от пристани, после высадки десантных войск в результате попадания авиабомбы затонул.
6. Сторожевой катер №094 –30.12.41 года в результате попадания авиабомбы затонул.
7. Транспорт “Красногвардеец” – 2719 брт.- во время выгрузки войск второго эшелона десанта в 10 час. 15 мин. в результате попадания авиабомбы не закончив свою разгрузку, затонул.
8. Сторожевой катер “ЗК-013” – 31.12.41 года затонул после налета авиации противника.
9. Сторожевой катер №058-04-01-42 года во время стоянки в порту погиб в результате попадания авиабомбы.
10.Транспорт “Ногин” –2150 брт. 05.0142 года во время разгрузки был атакован авиацией противника в результате чего он затонул.
11.Транспорт “Зырянин” –3592 брт. 05.01.42 года, был потоплен в результате авиа налета.
12.Транспорт “Чатыр – Даг” –901 брт. 09.01.42 года при разгрузке был потоплен авиацией противника.
13.Транспорт “Спартаковец”- 958 брт. 09.01.42 года в результате налета авиации затонул.
14.Шхуна “Стахановец” 09.01.42 года в результате налета авиации была потоплена.
15.Транспорт “Жан Жорес”-3972 брт. 16.01.42 года в 21 час 00 мин. при входе в феодосийский порт подорвался на магнитной мине и затонул.
Что интересно так то, что на “Жан Жоресе“ старшим помощником капитана был отец ведущего программ на ВВС - Севы (он же Всеволод Борисович Новгородцев). Об это он сам как-то рассказывал в одной из своих программ на ВВС.
катер "MО-0131" (командир лейтенант И.Г. Черняк), вторым – "MO-013" (командир лейтенант Н.Н. Власов)
8.01.1942 года корабль взял на борт 300 десантников и в 18:10 вышел из Новороссийска в Феодосию. Через 55 минут раздался мощный взрыв. Носовая часть эсминца до 41 шпангоута задралась вверх на 70°, затем оторвалась и затонула. Вместе с ней погибло 106 человек - 20 членов экипажа и 86 десантников. "Способный" шедший 24 узловым ходом, продолжал двигаться по инерции, напором воды разрушило переборку на 41 шпангоуте, и все отсеки до 58 шпангоута были мгновенно затоплены. На корабле погас свет.

Причиной трагедии стала мина своего же оборонительного заграждения. Лишь близость базы позволила спасти корабль. После полуночи поврежденный "Способный" был взят на буксир эсминцем "Незаможник" и приведен в Новороссийск. Ремонт производился в Новороссийске. 10.04.1942 года в 12:35 судно подверглось бомбардировке 8 самолётов люфтваффе. Одна бомба попала в мол и взорвалась в 5 м. от правого борта "Способного", еще 3 разорвались в воде в 25 - 30 м. по левому борту. Осколки буквально изрешетили корпус и надстройки. У 130 мм. орудия № 3 сдетонировали 4 шрапнельных выстрела находившихся в кранцах первых выстрелов, вспыхнул пожар. Практически все приборы и радиоаппаратура оказались разбиты, оборвались трубопроводы, вышел из строя дизель-генератор. 41 человек был убит, еще 45 ранены.





.



                                      
                                        
                                        

бой в Феодосийском порту


памятник Героическому Феодосийскому десанту

На набережной Десантников – традиционном месте летних аттракционов Феодосии-курорта – когда-то велись ожесточенные бои за освобождение города от немецко-фашистских захватчиков.
Памятник Феодосийскому десанту
Этим событиям посвящен памятник воинам героического Феодосийского десанта установлен на набережной 7 мая 1994 года. Это изображение двух воинов на пьедестале, у их ног надпись: «Феодосийскому десанту, 1941 год». На том месте, где сейчас находится памятник, стояло 37-миллиметровое зенитное орудие.


В морозный и штормовой день 28 декабря 1941 года у причалов Новороссийской военно-морской базы на корабли грузили машины, лошадей, боеприпасы.По трапам подымались тысячи солдат и офицеров 44-й армии. Большинство из них никогда не были в бою и ни разу не плавали на морских судах. Никто не знал, куда повезут их почему-то нисколько не боящиеся жуткого шторма моряки. С наступлением темноты крейсеры "Красный Крым" и "Красный Кавказ", лидер "Ташкент", несколько эсминцев, тральщик "Щит" и транспорт "Кубань" вышли в бушующее море и взяли курс на Крымский полуостров. Героический и несравненный Феодосийский десант уходил в бессмертие...


Солдаты думали, что корабли идут в Севастополь, защитники которого из последних сил отражали второе наступление 11-й армии Манштейна. Захват немцами главной базы Черноморского флота был, скорее всего, делом нескольких дней. Только в море объявили пункт назначения - Феодосия. Шторм усиливался, начиналась пурга, температура воздуха упала до - 17.


Пехотинцы мерзли, многие страдали от качки. Сильнее всего болтало легкие катера, отнюдь не" легкой походкой" идущие по обеим сторонам кильватерной колонны. Именно на них шла обвешенная гранатами матросская команда первого броска. в плане операции учитывалась даже пресловутая морская болезнь, и в группу захвата брали только краснофлотцев.


...Бывалого моряка главного старшину и радиооператора Георгия Десюка дурацкий шторм вообще не волновал. Он вышел в море со вторым эшелоном десанта на военизированном торговом транспорте "Жан Жорес" Про Феодосию он узнал еще на берегу. В оставшиеся до отплытия часы его повсюду сопровождали два особиста. Штурм с моря оккупированного города был страшнее, чем высадка в Севастополе. Но думать надо было не об опасностях, а о выполнении самого ответственного задания - обеспечении надежной и бесперебойной радиосвязи десанта с командованием базы. Личное оружие - наган и нож. Но главное - гранаты. Нужно было ухитриться взорвать себя так, чтобы уничтожить зашитые в бушлате секретные коды и позывные.


К четырем утра 29 декабря эскадра подошла к берегам Феодосии незамеченной: немцы не предполагали, что в такую погоду без поддержки авиации и менее чем через два месяца после сдачи Феодосии у русских найдутся силы и решимость для проведения столь крупной и дерзкой десантной операции. Тем не менее, город они успели основательно укрепить.


В 3.58 море и земля задрожали от залпов корабельных орудий.Канонада продолжалась чуть более 10 минут. За это время через узкий проход в боновом заграждении в порт на нескольких сторожевых катерах "морской охотник" ворвался штурмовой отряд - 300 моряков под командованием старшего лейтенанта Аркадия Федоровича Айдинова. Один из первых катеров имел бортовой номер 013, но в ту ночь было не до суеверий.Честь стать добровольными смертниками доверили самым лучшим. У командира был ППШ, у политрука В.Ф.Пономарева трехлинейка - автоматов не хватало даже на группу захвата. Всего через 8 минут после получения команды "На штурм"моряки первого броска подали кораблям сигнал "Вход свободен". Причалы Широкого мола были захвачены, но жестокий рукопашный бой в порту только разгорался. Старлей Айдинов ручался, что не ошибся в посланном авансом сигнале.


Нигде и никогда флот не брал город на абордаж. Впервые в военной истории и вопреки канонам военной науки это случилось в Феодосии. Боевые корабли (специальных десантных тогда еще не было) один за другим заходили в порт, швартовались к причалам и под яростным огнем высаживали десантников прямо в бой. Тяжелее всего пришлось крейсеру "Красный Кавказ". Из-за сильного шторма и отжимного ветра переполненный десантом большой корабль долго не мог пришвартоваться. У причала его непрерывно бомбили, обстреливали из орудий, минометов, пулеметов и даже автоматов. От прямого артиллерийского попадания едва не взорвался орудийный погреб. Крейсер не уходил, пока из его трюмов не поднялись две тысячи десантников, сошедших на берег, чтобы убивать и умереть за Родину. После Феодосийской десантной операции "Красный Кавказ" сравнялся славой с бригом "Меркурий" и крейсером "Варяг", став первым гвардейским кораблем отечественного военного флота.


В городе дислоцировались два полка пехотной дивизии СС. В штабах и на спец-курсах было много офицеров. Далеко не все немцы убегали через окна в нижнем белье, хотя были и такие. Первая линия фронта проходила по ж/д полотну. Очистив порт, предварительно ознакомленные с планом города моряки штурмового отряда захвалили гостиницу "Астория", где жили немецкие офицеры, городскую управу на улице Карла Либнехта, гестапо на Галерейной. Чуть позже был взят Казанский собор, который немцы переоборудовали в тюрьму.Наиболее тяжелый бой шел у здания государственного банка на улице Горького.


Подразделения первого отряда после высадки повели наступление на Митридат, станцию Сарыголь и господствующую высоту Лысая гора. Крейсеры и эсминцы поддерживалидесанткорабельной артиллерией. К 23 часам весь город был в руках десантников. Не спавшие двае суток войска без передышки наступали на Коктебель, Старый Крым, Владиславовку и Ак-Монай, где так и не высадился запланированный встречный десант. Когда, наконец, удалось немного поспать прямо в чистом поле на почти 20-градусном морозе, многие солдаты просто замерзли.


Город был взят, но повсюду шла непрерывная интенсивная стрельба. У комендантской команды было много хлопот. Нужно было охранять штабы и важные объекты, убивать прятавшихся в подвалах, на чердаках, в закрытых и заколоченных домах эсесовцев, уже успевших переодеться в форму погибших красноармейцев и краснофлотцев, конвоировать пленных, хоронить наши и немецкие трупы, раздавать населению сухари, расстреливать предателей и неразборчивых в половых связях феодосийских проституток. Комендантская рота боролась и с феодосийскими мальчишками, которые насобирали валявшиеся на улицах гранаты и атоматы. Однажды восьмилетние пацаны обстреляли из "шмайсеров"трофейный "мерседес" командующего 44-й армией генерал-майора Первушина. Личный охранник командарма 160-килограммовый гигант из отряда Айдинова ограничился конфискацией автоматов, устным внушением и подзатыльниками.


17 января Айдинов собирал свой поредевший отряд, снимая все посты и патрули.Авангард Феодосийского десанта становился арьергардом - надо было отходить. Где-то на окраине города, растегнув бушлаты, чтобы видны были тельняшки, еще бросались под танки матросы Айдинова. Ночное море грозно сверкало и гремело - доблестный Черноморский флот салютовал отступающим десантникам залпами всех корабельных колибров. Десант покидал Феодосию.


Феодосийский десант мало кто помнит. Наград за этот десант не раздавали. Даже в советское время стыдливо говорили, что, дескать, была такая тактическая операция, которая позволила отвлечь немцев от Севастополя. Это операция оказала огромное влияние на ход Второй мировой войны. 30 декабря немцы остановили штурм Севастополя, без боя сдали Керчь и отступили с Керченского полуострова. Наступление на Северный Кавказ было отсрочено почти на полгода. Без грозненской и Бакинской нефти Советский Союз не смог бы победить...


В Феодосии есть почетные улицы имени очень странной и подозрительной Розы Люксембург или никому неизвестного и никогда не бывавшего в городе самарского революционера Валерьяна Куйбышева. А улицы Айдинова, к сожалению, нет.



Феодосийский десант: бой за феодосию

Феодосийский десант: бой за феодосию: " &nbs..."

пятница, 15 апреля 2011 г.

бой за феодосию

                                            Начало героического рейда в Феодосию.
Десантники в Феодосийском порту

Высадка десанта у берегов Феодосии
 
В освобождённой Феодосии.
Снимок 1941 года сделан Б. А. Боровских,
фотокором "Бюллетеня" газеты 44-й армии "На штурм!"
Десантники на улице Карла Либкнехта, ныне носит название Земская


Морские пехотинцы ведут бой на улицах Феодосии. Фото из интернета
 
                                                            десантники на ул Горького?
                                                                  военно пленные
                                                        Слево политрук Д.Ф. Понамарев.  

Отряду высадочных средств предстояло высадить штурмовой отряд морских пехотинцев (командир старший лейтенант А. Ф. Айдинов, политрук Д. Ф. Пономарев),  группу разведчиков (командир старший лейтенант П. Л. Егоров) и три группы гидрографов, которые возглавляли лейтенант А. М. Вейнблат, главный старшина Г. А. Степанов и старшина 1-й статьи Данилов.   
                       Слево политрук Д.Ф. Понамарев. 
                       c права главный старшина Н,С,Симичев

в этом здание находилось феодосийское гестапо (фото конец декабря 1941-начало 1942)
      бургомбургомистр Грузиновистр 
Воспоминание К Симонова

Я сказал лейтенанту, что хотел бы поговорить с некоторыми из арестованных за сотрудничество с немцами. Он ответил, что едва ли это удастся сегодня, потому что раньше ночи он никого не будет допрашивать, а никаких помощников у него под рукой нет, и вообще он один.
— Ну ладно, — сказал он. — Вот бургомистр Грузинов, отпетая сволочь. Или начальник полиции — все понятно! Но вот вы мне объясните, товарищ. Здесь немцы две недели назад, к Новому году, открыли откровенную вербовку в публичный дом. Просто предложили добровольно туда записывать. Так вот здесь у меня документы из магистратуры есть. Оказались такие женщины, которые подали туда заявления. Ну, что с ними теперь делать? Публичный дом немцы не успели открыть — мы помешали. А заявления у меня. Ну, что теперь делать с этими бабами? Откуда они взялись? Пострелять их за это нельзя, не за что, а посадить... Ну, допустим, посадишь, а что потом с ними делать?
Я спросил его, где находится бургомистр.
— Бургомистра я передал в особый отдел армии, он там сидит...
В оставшемся от феодосийской поездки фронтовом блокноте сохранился короткий перечень фактов и имен, сообщенных мне в тот день лейтенантом госбезопасности Б. Г. Великовским. Вот он, этот перечень:
«Немцами расстреляно в городе 917 евреев. 1 декабря была проведена регистрация всех евреев якобы для работы. Велели им явиться с продуктами на два дня, а 3 декабря расстреляли всех, начиная с 12 лет. Детей до 12 лет усыпляли и отдавали матерям. Матерей расстреливали, а их, по существу, закапывали живыми. Отдельно вызывали крымчаков, 12 декабря. Явилось человек 300. Многие, наученные горьким опытом, разбежались. Все, кто явился, были расстреляны в противотанковом рву; расстреляли из пулемета и зарыли. Стоны раздавались два дня, и часовые никого не подпускали. Это было за известковым заводом бывшего Бедризова. Такую же операцию готовили и для караимов. Но не успели. Всю эту регистрацию производила городская Управа под руководством Андржиевского и Грузинова.
Андржиевский Николай Иванович — инженер-строитель.
Грузинов Василий Софронович — специалист по плодоовощам и виноделию.
Гришин — начальник полиции, бухгалтер».
...Я пошел в особый отдел. Там мне сказали примерно то же, что говорил лейтенант, — допрашивать пока некому и некогда. Я стал настаивать. Тогда мне ответили, что им это делать некогда, но если я желаю допросить бургомистра Грузинова, то они ничего не имеют против этого, сейчас его приведут.
Минут десять я сидел в комнате один и ждал. Продолжалась бомбежка, и дом почти непрерывно трясся. Наконец в комнату вошел красноармеец, а за ним высокий человек в кожаной тужурке, в галифе, в порыжелых сапогах, в кубанке. На вид ему было под пятьдесят. У него было крепкое, еще не старое лицо с крючковатым носом и твердо сжатыми губами.
Очень отчетливо помню то первое ощущение, которое я испытал при виде его. Он был похож по своему типу на начальника какого-то хозяйственного учреждения, рачительного хозяина, тихого с начальством, грозного с подчиненными и ухажористого со всеми попадающими от него в зависимость женщинами.
Этот человек был мне отвратителен. Отвратителен в гораздо большей степени, чем любой пленный немец. В силе этого чувства играли роль два момента: во-первых, он служил немцам, то есть был предателем. А во-вторых, может быть, я все же испытывал бы к нему меньшее физическое отвращение, если бы его можно было хотя бы считать принципиальным нашим врагом, убежденным, что Россия должна быть не такой, какая она есть, и что лучше отдать немцам часть ее территории, чтобы на оставшейся восстановить буржуазное или самодержавное государство, восстановить любой ценой, только бы не жить при Советской власти.
Но у этого человека явно не было никаких принципов, даже таких. Ему не было никакого дела до судеб России. Его интересовал только он сам, его собственная судьба, его собственное благосостояние. Он был для меня символом всего того спокойного, удовлетворенного и собой и окружающими в условиях удачного стяжательства; всего того мещанского, уныло-жадного, что я ненавидел с детства. Как-то, помню, я прочел у Хлебникова замечательные слова о том, что отныне млечный путь человечества разделился на млечный путь изобретателей и млечный путь приобретателей. Так вот, передо мной и была частичка с млечного пути приобретателей.
Несколько лет назад этот человек пролез в кандидаты партии. Он был директором какого-то плодовинного хозяйства, но, очевидно, его главной мечтой в жизни было стать хозяином, а не просто директором. Надо думать, что он при Советской власти в меру сил старался быть именно таким хозяином, то есть крал и хищничал. Но, ожидая прихода немцев, он чутьем знал, что при них его желания могут исполниться до конца. А то печальное для него теперь обстоятельство, что он стал в свое время кандидатом партии, уравновешивалось другим, радостным обстоятельством — тем, что жена, на его удачу, оказалась немкой из Поволжья и знала немецкий язык. Очевидно, он считал, что при наличии жены-немки ему простят бывшую партийную принадлежность. Уже в дни эвакуации он каким-то хитроумным путем выписал ее с Кавказа к себе в Феодосию. А свою новую карьеру начал с того, что, отправив вперед в эвакуацию всех своих сотрудников, сам остался на месте якобы не то взрывать, не то поджигать склады и погреба. А на самом деле запер, запечатал их и спрятался, пережидая бои.
Когда после боев он снова появился на божий свет, немецкие солдаты начали тащить из этих погребов все, что им попадалось. Тогда он сделал ловкий ход: пошел и пожаловался немецкому коменданту, заявив, что сохранил эти подвалы для того, чтобы ими планомерно пользовалось немецкое командование, а не для того, чтобы сюда приходили и брали что попало. Довольный старательностью этого жлоба, немецкий комендант сразу назначил его управляющим подвалами и приказал ему давать вино только по запискам из комендатуры. Вскоре в ход пошла и жена-немка, устроившаяся работать в магистратуре, а потом Грузинова назначили городским головой.
И его психология, и причины его поступков в течение всего полуторачасового разговора с ним казались мне совершенно ясными. И только двух вещей я никак не мог понять. Во-первых, он все еще надеялся на что-то и явно не понимал, что никакого другого конца, кроме расстрела, ему ждать не приходится. А во-вторых, он очень боялся бомбежки, которая шла в городе. Очень боялся за свою жизнь. Очевидно, оба эти чувства были связаны одно с другим. Именно потому, что он все еще не верил в безнадежность своего положения, он и боялся бомбежки. Он несколько раз повторял, что он «еще заслужит», и в разговоре со мной оправдывался самым глупейшим образом. Когда я спрашивал его, он ли составлял списки на расстрел евреев и караимов, он ответил, что нет, не он. Когда я стал спрашивать, где же они составлялись, он ответил, что в магистратуре.
— Но вы же были бургомистром!
— Да, был.
— Так вы писали эти списки?
— Нет, я их не писал.
— А кто же их писал?
— Писали работники.
Потом я стал расспрашивать его про свидетельства о благонадежности, которые он одним давал, а другим не давал. Он отвечал на это, что сам он никого не выдал немцам и ни о ком не говорил плохо.
— А кто же говорил?
— Когда немцы меня спрашивали, тогда я им говорил. А если не спрашивали, я не говорил.
— Значит, вы говорили о людях плохое только тогда, когда немцы вас спрашивали о них?
— Да.
И то, что он выдавал немцам людей только после того, как немцы спрашивали его об этих людях, видимо, казалось ему сильно смягчающим его вину обстоятельством. Во всяком случае, он повторил это несколько раз.
Во время нашего разговора с ним на улице упали две серии бомб. Оба раза он при первых звуках бомбежки начинал ерзать на стуле, а потом пытался сползти с него и лечь на пол. В первый раз я удержался, но во второй раз крикнул на него:
— Неужели вы не понимаете, что вас все равно расстреляют? Ну чего вы лезете на пол?
Он с видимым трудом, дрожа, поднялся с пола, сел обратно на стул и сказал:
— Я еще надеюсь, что я оправдаю доверие.
Трудно поверить, что человек в такой обстановке мог выговорить такую фразу, но он ее выговорил. И после этих слов к концу допроса у меня даже не осталось чувства ненависти к нему — были только омерзение и гадливость, доходившие до того, что мне было бы трудно дотронуться до него. Это был уже не человек, а медуза
 военно пленные
                                                                   военно пленные
                                               Пленные румынские солдаты, Крым.
                                   Дата съемки не известна, автор фото Евгений Халдей.                   
                                                                Десант в Феодосию

Советские войска 25 декабря 1941г.- 2 января 1942г. советские войска успешно провели Керченско - Феодосийскую операцию, отбив у немецко-румынских войск часть Крымского полуострова и создав угрозу группировке 11-й полевой армии осаждавшей Севастополь. В боях с 28 декабря 1941 г. по 2 января 1942 г. десантниками 44-й армии  Кавказского фронта захвачено 48 орудий, 20 миномётов, 250 грузовиков, 115 легковых машин, 33 автобуса, 1.000 мотоциклов, 50 пулемётов, 150 автоматов, 3.000 винтовок, 256 лошадей, а так же склады с боеприпасами, продовольствием и аммуницией. Только в Феодосии убито более 2.000 немцев и румын. (Сообщения Совинформбюро, Т/2, c.8, Москва, «Правда», 1944)
Десантная операция проведена кораблями Черноморского флота и Азовской военной флотилии в крайне сложных условиях шторма, ночью. Противник, оправившись от неожиданности, оказал десанту упорное сопротивление. Многие корабли получили тяжёлые повреждения от артиллерийско-миномётного огня и имели потери в личном составе, а некоторые потоплены вражеским огнём или затонули в результате шторма. Так крейсер «Красный Кавказ» высадивший десантников и артиллерию прямо на мол Феодосийского порта получил тяжёлые повреждения от огня противника и с трудом дошёл до Новороссийска. В экипаже погибло 23 человека, 5 умерли от ран, и 76 было ранено. В Феодосийском порту были потоплены охотники СКА № 068, СКА № 095, СКА № 056. Повреждены все остальные  корабли отряда «А» - эсминцы «Шаумян», «Незаможник», тральщик БТЩ № 404 «Щит» (4 убитых и 11 раненых), охотники СКА № 013, СКА № 052, СКА № 061, СКА № 0131, а так же транспорты «Кубань» (3113 брт.) (на нём убиты капитан и 32 десантника, 30 десантников ранено), «Г. Димитров» (2484 брт.). Потоплены транспорты «Ташкент» (5552 брт.) (убито 18 и ранено 12 человек из 79 человек команды) и «Красногвардеец» (2719 брт.). (Советский морской транспорт в ВОВ, с.93-98) Десант за сутки потерял 100 убитыми и 350 ранеными. В городе захвачено 75 пленных.
При высадке десантов на Азовском море также были большие потери. Под огнём противника погибли транспорты «Пенай» (548 брт.) у мыса Ахеллион, на нём погибли 3 человека команды и 110 десантников, «Ейск» (267 брт.) (погибли 7 человек команды и 255 десантников), буксир «Фанагория» (99 брт.) (100 погибших), землесос «Ворошилов» (450 погибших), баржи «Хопёр», «Ока» (1 убитый, 2 раненых), «Таганрог» (1 убитый) и другие корабли и катера. (Советский речной транспорт в ВОВ, с.66-68)
Потери войск Закавказского (с 30.12.1941 г. Кавказского) фронта, Черноморского флота, Азовской военной флотилии в ходе Керченско-Феодосийской наступательной операции с 25 декабря 1941 г. по 2 января 1942 г. составили 32.453 солдата и офицера убитыми, пропавшими без вести и пленными, 9.482 ранеными. Всего 41.935 человек. Было уничтожено 35 танков, 139 орудий и миномётов, 39 самолётов, 11.200 пулемётов, винтовок, автоматов и пистолетов.
(Гриф секретности снят, с.175-176, 369)


"Корапь взорвался!". Залп 180-мм орудий главного калибра 
крейсера "Красный Кавказ"ведёт огонь по Феодосии

                   СКР "Шквал"
Участвовал в артобстреле Феодосии совместно с эсминцем "Незаможник" 14 октября (выпущено 59 снарядов) и 20 декабря (было выпущено 64 снаряда) 1942 года. 
                         ЭМ "Незаможник".


И это же событие, уже  в исторической литературе, ссылка, фрагмент 
Еще одно событие, обстрел города  кораблями ЧФ произошедший 20 декабря 1942 года было записано в дневнике этого школьника,  фрагмент см.ниже. 


Аэрофотосъемка, 30 декабря 1941 год.
Феодосия, высадка десанта с военных кораблей и транспортов в порту феодосия.
Фото Люфтваффе, Германи
Аэрофотосъемка Люфтвафе, 1941 1942 год, приблизительно март месяц.
Под номерами:
  1. Дом музей Грина.
  2. Галерея Айвазовского,
  3. Бывше дома А.С.Грамматикова и далее  С.С.Крыма (Неймана),
  4. Гостиница "Россия",
  5. Бывший дом И.С.Грамматикова, до революции отель "Россия